Друг или босс? Виды корпоративных культур
Расстановка приоритетов, способы коммуникации, методы разрешения конфликтных ситуаций – из этих и ещё сотни параметров складывается корпоративная культура. Иными словами – внутренние стандарты поведения, сформировавшиеся в компании.
Из ключевых компонентов корпоративной культуры можно выделить:
- Формальные и фактические ценности и принципы.
- Распределение ролей в команде, концепция лидерства и карьерного роста.
- Модель поведения во внешней бизнес-среде и показатели успешности.
Уже этих трёх признаков достаточно, чтобы точно определить, к какой из 4-х групп относится корпоративная культура. Об этом и расскажем далее.
Иерархический тип

Основой такой корпоративной культуры является строгость правил и формализация процессов. Базовые ценности подобного формата: стабильность, основательность и рациональность. Принято регламентировать всё и вся. Чаще всего это узконаправленные компании.
Подход к персоналу обезличен:
- Подбор и оценка сотрудников происходят на основе тестов и баллов.
- Права принятия решений четко распределены на каждом уровне.
- Инструкции и правила всегда приоритетнее людей.
В иерархических культурах лидерами признаются те, кто умеет хорошо организовывать и координировать. Они должны поддерживать работоспособность и предсказуемость коллектива в долгосрочной перспективе.
При такой культуре все бизнес-процессы направлены на рентабельность, надёжность и соблюдение сроков. Мерило успеха – плавные графики в ежемесячных отчетах и снижение расходов.
Довольно распространенный вид организации: так устроены госструктуры, многие сетевые компании и глобальные бренды-производители.
Рыночный тип

Уже из названия можно понять, что в этом случае всё внимание направлено на экономический результат. Основными ценностями в такой корпоративной культуре будут продуктивность, целеустремленность и конкурентные преимущества. Основополагающий принцип – добиваться первенства любой ценой.
Отношения в подразделениях строятся на соперничестве. Менеджмент жёсткий и требовательный. Тем не менее существует общий командный дух: каждый нацелен на успех (как личный, так и корпоративный) и поддержку репутации.
Эффективность оценивается по «отвоёванной» доле рынка и «вторжению» на новые, по лучшим ценовым предложениям. Конкурентоспособность здесь главный ориентир.
Большое внимание уделяется взаимодействию с внешними объектами (заказчиками, поставщиками, государственными органами): важно держать руку на пульсе, чтобы побеждать конкурентов. Главные задачи: повышение доходности и усиление позиций в своих бизнес-нишах.
Предпочтение отдается агрессивным стратегиям. Ровные результаты неприемлемы. Вектор рыночной системы направлен вперед и вверх – на постоянное развитие и завоевание лидерства.
Клановый тип

Единство, взаимопонимание, персонализация – на этом базируется клановая корпоративная культура. В такой организации царит дружественная атмосфера и взаимная поддержка. Деятельность персонала строго не регламентируется: инструкции минимальны, нет чёткого распределения управленческих ролей и внутренней конкуренции.
Всё подчиняется принципу «культура – это мы»:
- Работники вовлечены в бизнес и внутренне ощущают ответственность.
- Компания имеет обязательства перед персоналом.
- Работа строится по бригадной системе.
Лучшее сравнение для этого типа – большая семья. Ключевые сотрудники выполняют функцию наставников (а порой и родителей). На них лежит задача по созданию комфортного микроклимата для эффективного труда. Устойчивость предприятия закреплена традициями и лояльностью.
Бригады наделены довольно широкими полномочиями: найм и увольнение членов, создание внутренних развивающих и мотивационных программ. А также получают определенную долю от прибыли
Акцент делается на поддержании психологического климата, способствующего раскрытию потенциала. Успех компании соотносится с успехом каждого. Так здесь формируют благоприятную среду для долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества – и с работниками, и с потребителями.
Адхократический тип

Прогрессивная культура, построенная на балансе творчества и предпринимательства, быстро адаптирующаяся к изменениям внешних факторов. Развивалась в процессе перехода от эпохи индустриализации к эпохе информатизации на фоне растущих темпов коррекции рыночных условий. Приоритетные ценности: инновации, гибкость и готовность к риску.
От людей тут ожидают самоотдачи, личной инициативы и смелых идей. Иерархия не закреплена, управление переходит от одного к другому. Лидерам присуще новаторство и решительность. Менеджмент должен способствовать творческой активности и поощрять инициативу. Усилия сфокусированы на динамичном росте предпринимательства.
В такой организации команды формируются под конкретный проект или задачу, а по завершении переформируются в новые. Поэтому очень важна готовность к переменам и новым вызовам.
Адхократическую систему объединяет приверженность инновациям и экспериментам, стремление быть в авангарде прогресса. Долгосрочное планирование нацелено на расширение, освоение новых ресурсов и лидирующее положение на рынке. Успех отождествляется с созданием и реализацией новых уникальных товаров / услуг.
Адхократия характерна для предприятий высокотехнологичных отраслей, ИТ-сектора, киноиндустрии и консалтинга.